КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые коллеги!
На решение задач, актуальных не только для Тверской области, но и для всей страны, нацелен ряд знаковых изменений в федеральном законодательстве, принятых в текущем году.
В 2014 году вступили в силу изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, в Бюджетный кодекс Российской Федерации, где есть целые главы, посвященные финансовому контролю, изменения в Закон о Счетной палате Российской Федерации, Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации, Закон о парламентском контроле. Произошедшие изменения говорят о том, что мы, по сути, переходим от финансового контроля к государственному аудиту. Это подразумевает решение задач более высокого уровня.
17 декабря в Москве прошло Всероссийское совещание контрольных органов по вопросам совершенствования государственного контроля, где были поставлены задачи в том числе и перед контрольно-счетными органами. Совещание провел руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов. Были заслушаны доклады Генерального прокурора Юрия Чайки, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сопредседателя Общероссийского Народного Фронта Александра Бречалова.
Глава Администрации Президента в своем выступлении поднял вопрос результативности деятельности контрольных органов. Четко прозвучало, что проверка должна проводиться не ради проверки, главное – результаты. Причем само количество контрольных мероприятий необходимо сокращать, особенно в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Подчеркиваю, что этот посыл относился ко всем контролирующим структурам.
Он также отметил, что вопросы организации контрольной деятельности должны быть отражены в проекте федерального закона о государственном контроле. В законе должна быть конкретно определена компетенция каждого контрольного органа, предполагается четкое разграничение их полномочий.
На этом же совещании выступил Генеральный прокурор Юрий Чайка. В своем докладе по вопросам межведомственного взаимодействия он отметил, что на прокуратуру будут возложены полномочия по ведению Единого реестра проверок. В этот реестр дважды будут вноситься изменения: одни раз – на стадии планирования проведения проверок, второй – на стадии подведения результатов этих проверок. Таким образом, прокуратура будет оценщиком эффективности нашей работы на предмет того, что включено в план работы и какие результаты достигнуты.
Помощник Президента Российской Федерации, начальник контрольного управления Президента Константин Чуйченко, в свою очередь, поднял вопрос подготовки кадров для контрольных органов. Он указал на отсутствие в России учебных заведений, занимающихся на постоянной основе вопросами подготовки и повышения квалификации контролеров. По всей видимости, в этой части ожидаются позитивные изменения в виде создания системы образовательной подготовки специалистов-контролеров в экономике на базе российских вузов.
Хочу остановиться еще на одном значимом для нас мероприятии. В декабре состоялось совместное заседание Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Совещание было очень информативным. Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой был для нас знаковым, расставляющим акценты. Он размещен на сайте Счетной палаты, и вы можете с ним ознакомиться. Татьяна Голикова говорила о подходах к изучению и анализу государственных программ, что для нас актуально. Кроме того, она остановилась на вопросах неэффективного использования бюджетных средств, типичных проблемах, которые существуют при проведении контрольных мероприятий.
В рамках прошедшего заседания был представлен новый Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита. Этот документ есть у вас в раздаточном материале. Классификатор еще предстоит утвердить Счетной палате Российской Федерации, на днях он будет внесен на рассмотрение Коллегии. Совет контрольно-счетных органов рекомендовал его к использованию контрольно-счетным органам субъектов Федерации. Сегодня мы доводим классификатор до вашего сведения. Счетная палата в 2015 году будет использовать этот документ в пилотном режиме в целях апробации параллельно с существующим классификатором. Я предлагаю вам внимательно изучить представленный документ и тоже начать его апробацию с января будущего года.
Еще на один документ, заслуживающий внимания, – «Критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов». Документ подготовлен Рабочей группой по вопросам разработки критериев и методики оценки эффективности бюджетных расходов. Он утвержден сопредседателями данной рабочей группы – заместителем Министра финансов Российской Федерации Алексеем Лавровым и руководителем аппарата Счетной палаты Юрием Ворониным. Критерии и методика разработаны во исполнение соответствующего поручения Президента. Рекомендую вам изучить этот документ и надеюсь, что он будет хорошим подспорьем в вашей работе.
Отдельно мне хотелось бы сказать об ожидаемых изменениях в законодательстве. В настоящее время готовятся очередные новшества и, в частности, новая редакция Бюджетного кодекса. По всей видимости, проекта изменений следует ожидать уже в начале следующего года. Кроме того, рассматриваются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», направленные, в том числе, на повышение статуса региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Правовой комиссией Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации подготовлен соответствующий проект.
Также хотелось бы до вас довести позицию правовой комиссии в отношении муниципальных контрольно-счетных органов. Развитию муниципального финансового контроля последовательно уделяется большое внимание и на уровне Счетной палаты России, не случайно аудитор Счетной палаты Владимир Катренко ведет это направление, возглавляя Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Позиция правовой комиссии состоит в том, что контрольно-счетные органы муниципальных образований должны быть наделены правами юридического лица, только тогда они смогут соблюсти все принципы своей деятельности, в том числе самостоятельность и независимость в своих выводах. Помимо этого, председатели муниципальных контрольно-счетных органов должны обладать определенным высоким уровнем статуса должностного лица на уровне муниципального образования.
На совместном заседании Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате России был также утвержден и рекомендован к использованию Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов. Кодекс будет размещен на нашем сайте, в разделе «Ассоциация» наряду с документами, о которых я говорила ранее.
Помимо этого, предметом рассмотрения участников совместного заседания были требования к сайтам контрольно-счетных органов. Был проведен анализ сайтов контрольно-счетных органов. К сайту Контрольно-счетной палаты Тверской области практически нет замечаний: он был назван в числе тех информационных ресурсов, которые соответствуют требованиям действующего законодательства.
В целом, информационной составляющей было уделено большое внимание. Был анонсирован новый интернет-портал Счетной палаты и контрольно-счетных органов Российской Федерации. Его планируют внедрить в январе 2015 года. Нам представили концепцию данного информационного ресурса как единого информационного источника о деятельности контрольно-счетных органов. Контрольно-счетным органам рекомендовано использовать все возможности данного информационного ресурса. На портале, в частности, предполагается формирование электронной библиотеки, что будет хорошим подспорьем с точки зрения обмена опытом и методическими наработками.
Что касается работы Контрольно-счетной палаты Тверской области, в настоящее время мы завершаем формирование плана деятельности на следующий год. Хотелось бы вас проинформировать о важных направлениях, в рамках которых мы приглашаем к участию муниципальные органы внешнего финансового контроля. Первое – это проверка использования бюджетных средств, направленных на модернизацию региональной системы дошкольного образования, за исключением инвестиций. Второе – проверка бюджетных расходов на проведение капремонта зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности и используемых для размещения организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Посмотрите еще раз свои планы работы и рассмотрите возможность участия в перечисленных контрольных мероприятиях, которые пройдут под руководством аудитора областной КСП Казалинской Натальи Анатольевны.
Еще одно мероприятие, в котором приветствуется участие муниципальных контрольно-счетных органов, – это анализ и оценка закупок по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство. Данное направление в Контрольно-счетной палате области возглавляет аудитор Устинов Александр Анатольевич.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в совместных контрольных мероприятиях.
Спасибо за внимание.