КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые коллеги!
Контрольно-счетной палате Тверской области в этом году исполнилось 15 лет. На самом деле, это немалый срок. Когда мы поэтапно восстанавливали историю Контрольно-счетной палаты, мы буквально по крупицам собирали всю имеющуюся информацию, поднимали годовые отчеты о работе КСП, подшивки старых газет. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, каким образом нам повысить эффективность работы, чтобы ее результаты были еще более существенными.
На протяжении этих 15 лет внешний финансовый контроль динамично развивался. Во главу угла неизменно ставились профилактика финансовых нарушений, борьба с коррупцией, создание единой системы внешнего финансового контроля на территории Верхневолжья. И здесь в одиночку не справиться. В связи с этим особое внимание мы всегда уделяли развитию взаимодействия с контрольными, надзорными и правоохранительными органами, с законодательной и исполнительной властью. Полномочия у всех разные, и потому только совместными усилиями можно решить стоящие перед нами задачи.
На сегодня Контрольно-счетной палатой заключено 15 Соглашений о сотрудничестве, в том числе с Управлением ФСБ России по Тверской области, прокуратурой Тверской области, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, Управлением МВД России по Тверской области, с Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета, следственным управлением Следственного комитета РФ по Тверской области, Управлением Федерального казначейства по Тверской области, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, Управлением Минюста России по Тверской области, с Общественной палатой Тверской области. Кроме того, у нас есть Соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации, Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ, Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области, департаментом финансов Тверской области. При этом хочу отметить, что шесть из имеющихся пятнадцати Соглашений и одно дополнение к ранее заключенному Соглашению мы подписали за последние два года.
Системная совместная работа позволяет обеспечивать оперативный обмен информацией, ускоряет процедуру реагирования компетентных органов на материалы проверок, содержащие признаки правонарушений.
Конечно, наиболее тесные взаимоотношения у Контрольно-счетной палаты — и Андрей Николаевич об этом сказал — с Законодательным Собранием. Фактически тринадцать лет из пятнадцати Контрольно-счетная палата была контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания. Только в 2011 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 6-ФЗ и Закона Тверской области № 51-ЗО Контрольно-счетная палата стала Контрольно-счетной палатой Тверской области. Были внесены соответствующие изменения в Устав области.
Исторически сложилось так, что экспертно-аналитическая деятельность Палаты занимает очень много места и времени в нашей работе. И, наверное, это хорошо, потому что работа по предотвращению нарушений гораздо важнее, чем выявление уже допущенных нарушений и их устранение. Результаты этой деятельности становятся предметом рассмотрения на Совете Законодательного Собрания, на рабочих группах и заседаниях постоянных комитетов. Аудиторы Контрольно-счетной палаты активно участвуют в этой работе. Также следует отметить и участие Контрольно-счетной палаты в работе Консультативного Совета по противодействию коррупции при Законодательном Собрании Тверской области.
С органами исполнительной власти взаимодействие осуществляется следующим образом. Руководство Контрольно-счетной палаты участвует в заседаниях координационных и совещательных органов при Правительстве Тверской области, основными из которых можно назвать Межведомственную комиссию Тверской области по борьбе с коррупцией, Комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов в Тверской области, Комиссию по координации нормотворческой деятельности Правительства Тверской области. В настоящее время, действительно, все вопросы взаимодействия регламентированы. Кроме того, мы направляли письма с запросами, чтобы нас включили в состав комиссии по государственным программам. Но пока дальше писем дело не пошло, в данном направлении мы будем продолжать работать.
Очень активно идет сотрудничество в рамках контрольных мероприятий. Отчеты о результатах проведенных проверок в обязательном порядке направляются Губернатору Тверской области и в Законодательное Собрание. Практически все материалы проверок рассматриваются в Законодательном Собрании на заседаниях постоянных комитетов. Губернатор дает поручения по устранению недостатков, выявленных Контрольно-счетной палатой.
При этом, даже проводя проверки и обследования, Контрольно-счетная палата делает акцент на формировании и изменениях нормативных правовых актов, когда мы видим проблемы с эффективностью исполнения бюджета, вытекающие из отсутствия либо недостаточности нормативной правовой базы. К примеру, недавно в соответствии с рекомендациями КСП были приняты областные законы о государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств, об охране объектов культурного наследия, об управлении имуществом, об отдыхе и оздоровлении детей, о дополнительных гарантиях детям-сиротам и так далее. Почему их не так много? Потому что, к сожалению, все меньше становится законов прямого действия. Все в большем количестве законов идут отсылки, что те или иные вопросы регулируются Правительством и органами исполнительной власти. И все же отмечу, что по результатам контрольных мероприятий все больше вносится изменений в областные законы, в нормативные правовые акты и Правительства области, и тех или иных Министерств на основании предложений Контрольно-счетной палаты. Все это поспособствует эффективности использования бюджетных средств.
Что касается взаимодействия с правоохранительными органами, то, конечно, в первую очередь, это взаимодействие с прокуратурой Тверской области. И аудиторы, и другие сотрудники Контрольно-счетной палаты очень активно взаимодействуют с прокуратурой. И здесь хотелось бы остановиться на нескольких основных моментах.
Во-первых, это взаимодействие при планировании. Поскольку работа КСП плановая, мы направляем в прокуратуру свои предложения на очередной год, обобщаем представленные предложения и затем принимаем решение о включении тех или иных мероприятий в план работы. При этом информация о плане работы КСП направляется Губернатору Тверской области и в Законодательное Собрание. Внесение изменений в план работы у нас осуществляется с соблюдением той же процедуры. Поэтому важно согласовывать наши действия именно на стадии планирования, а не только по результатам уже завершенных контрольных мероприятий. В связи с этим полагаю необходимым продолжить активное взаимодействие КСП и правоохранительных органов в рамках планирования.
Что касается непосредственно контрольной работы, я бы хотела отметить такие формы нашего взаимодействия, как проведение параллельных и совместных контрольных мероприятий. Их организация имеет колоссальное значение. У нас разные полномочия: у Контрольно-счетной палаты свои полномочия, у правоохранительных органов — свои. И в ходе параллельных и совместных проверок они дополняют друг друга. У Контрольно-счетной палаты полномочия в рамках областного бюджета. К примеру, даже получателя субсидий мы можем проверить только в том случае, если в Соглашении о предоставлении субсидии есть пункт о том, что получателя данной субсидии Контрольно-счетная палата может проверить. В противном случае, Контрольно-счетная палата уже не уполномочена проверять получателя. Поэтому взаимодействие с правоохранительными органами крайне необходимо, поскольку оно по определению повысит эффективность контроля. Кроме того, при проведении проверок наши задачи тоже разнятся. Задача Контрольно-счетной палаты — проверять целевое и эффективное использование бюджетных средств, правоохранительные органы нацелены на проведение расследований. И при проведении совместных и параллельных проверок мы опять же дополняем друг друга, работая на результат.
Из имеющегося опыта могу сказать, что, когда мы работали совместно и наши предположения при проверке прокуратурой подтверждались, результаты были ощутимыми. В качестве примера приведу проверку Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования. Следственный комитет предоставил сотрудникам Палаты доступ к документам Фонда, изъятым в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Такое взаимодействие, включающее оперативный обмен имеющимися материалами, довольно эффективно. Уголовное дело в отношении бывшего генерального директора областного фонда ипотечного жилищного кредитования уже направлено в суд.
Также следует отметить координацию наших действий на стадии подготовки контрольного мероприятия — до выхода на объект проверки. Полагаю, что нам необходимо проводить рабочие совещания при подготовке к проверкам, они позволят детально обсудить, на какие моменты кому необходимо обратить пристальное внимание. Такая целенаправленная работа позволит точечно обозначить ключевые моменты. Предлагаю подумать над этим и активнее задействовать такие рабочие механизмы.
Ещё мне хотелось бы сказать об активном взаимодействии с Территориальным управлением Росфиннадзора, областным Управлением Федерального казначейства, Общественной палатой Тверской области — с ними мы подписали соглашения в последние два года.
Заключая соглашение с Общественной палатой, мы хотели повысить общественную значимость проводимых нами мероприятий и учет общественного мнения. К сожалению, председатель Общественной палаты Лидия Владимировна Туманова сегодня не смогла принять участие в заседании Коллегии ввиду запланированного ранее ее участия в другом мероприятии. Но тем не менее уверяю Вас, в заданном направлении мы будем продолжать работать.
Что касается взаимодействия с Росфиннадзором, то наше сотрудничество в рамках соглашения позволило избежать дублирования при проведении проверок и поддерживать информационное взаимодействие в ходе проверок, поскольку это очень важно в нашей работе.
Говоря о взаимодействии с областным Управлением Федеральной налоговой службы, с Управлением Федерального казначейства, хочется сказать слова огромной благодарности в их адрес. Единый реестр юридических лиц, Единый реестр индивидуальных предпринимателей, доступ к которым нам обеспечила Федеральная налоговая служба, мы очень активно используем в работе. Это нам помогает при проверке организаций на предмет выявления аффилированных лиц, фирм-однодневок. Уникальные информационные ресурсы в соответствии с соглашением предоставляет Казначейство. Марина Ивановна тоже сегодня будет выступать, думаю, она расскажет об имеющейся у них информационной базе, она действительно уникальна. Особенно стоит отметить систему анализа госзакупок, потенциал которой будет активно использоваться Контрольно-счетной палатой в связи с переходом на 44-ФЗ и предстоящим аудитом в сфере закупок.
Уважаемые коллеги! Завершая своё выступление, хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Мы будем рады услышать Ваши предложения о том, как повысить эффективность нашего взаимодействия и, соответственно, эффективность осуществления наших полномочий.
Спасибо за внимание.