КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Добрый день, уважаемый Андрей Николаевич!
Добрый день, уважаемые депутаты и приглашенные!
Контрольно-счетная палата в соответствии с законодательством представила в установленные законом сроки отчет о работе в 2012 году.
2012 год был первым годом работы КСП в соответствии с новым Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Законом Тверской области «О Контрольно-счетной палате Тверской области». Эти законы изменили статус Контрольно-счетной палаты, статус аудиторов КСП, полномочия Палаты. Серьезным рабочим органом стала Коллегия Контрольно-счетной палаты. Именно в таких организационных условиях мы работали в 2012 году.
Отчитываясь перед вами в прошлом году, я говорила, что в 2012 году внимание и усилия Палаты будут сконцентрированы на эффективности реализации государственных программ, эффективности и экономности расходования бюджета Тверской области – особенно в сфере госзакупок, качестве управления региональными финансами, соблюдении бюджетных обязательств, прежде всего в социальной сфере.
Именно эти задачи были поставлены во главу угла при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Наряду с ними большое внимание уделялось контролю расходов в сфере ЖКХ, участию в реализации антикоррупционной политики, развитию системы внешнего финансового контроля.
Внешний финансовый контроль в соответствии с федеральным законодательством осуществляется в форме экспертно-аналитической деятельности и контрольной деятельности. Результаты экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты за 2012 год представлены на слайде № 3.
Всего подготовлено 115 заключений по проектам законов Тверской области и постановлений Законодательного Собрания, по ежеквартальным отчетам об исполнении областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также по другим документам, по которым требовалось заключение КСП. По результатам экспертизы Контрольно-счетной палатой было дано 598 предложений с финансовой оценкой более 23млрд рублей. По результатам их рассмотрения Законодательным Собранием принято 315 предложений, 117 учтено в решениях постоянных комитетов. Это составляет порядка 72% предложений, подготовленных Контрольно-счетной палатой.
Кроме того, хотелось бы отметить и аналитические материалы, подготовленные Контрольно-счетной палатой. Это аналитическая записка об исполнении муниципальными образованиями Тверской области предложений по повышению налоговых и неналоговых доходов по результатам проведенного обследования доходного потенциала муниципалитетов Тверской области. Эта аналитическая записка была подготовлена по предложению комитета по бюджету и налогам и, насколько я знаю, она активно используется в Министерстве финансов с точки зрения работы в сфере управления финансами. Кроме того, стоит отметить аналитическую записку по мониторингу изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Тверской области, которая была подготовлена по результатам параллельного со Счетной палатой РФ экспертно-аналитического мероприятия.
Что касается результатов контрольной деятельности, они представлены на слайде № 4. В 2012 году контрольные мероприятия были проведены в отношении 81 объекта, в том числе в 53 органах исполнительной власти, 2 территориальных органах федеральных органов исполнительной власти (Главное управление МЧС России по Тверской области и УВД по Тверской области), 7 государственных учреждениях Тверской области, 9 органах местного самоуправления и 3 муниципальных учреждениях.
Информация по всем проверкам была направлены в Правительство и Законодательное Собрание Тверской области. Большинство отчетов было рассмотрено на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания.
На слайде № 7 представлены результаты реализации представлений по итогам контрольных мероприятий. По итогам проверок было направлено 37 представлений, в том числе 23 – в органы исполнительной власти региона, 4 – в органы местного самоуправления муниципальных образований, 10 – в проверенные организации и учреждения.
В направленных представлениях содержалось 229 предложений к устранению нарушений, из них 123 предложения по расходной части областного бюджета с денежной оценкой свыше 5 млн. рублей. Это цифры на момент представления отчета – на 1 марта 2013 года. На сегодня они выглядят несколько больше.
Также необходимо обратить внимание на цифры по выполнению предложений. Выполнено 191 предложение. Устранено в период проверок нарушений на 7 млн. рублей, по результатам проверок – около 3 млн. рублей. Хочется отметить, что работа в ходе проверок очень активно ведется с органами исполнительной власти. Уже в ходе проверок многие нарушения устраняются, что говорит о необходимости проверок как таковых.
На слайде № 5 представлены сведения о привлечении должностных лиц проверенных организации к ответственности. По результатам проверок Контрольно-счетной палаты к 7 лицам были применены административные и дисциплинарные взыскания, одно должностное лицо уволено.
Что касается тематических проверок, в 2012 году, на мой взгляд, поведены актуальные и результативные контрольные мероприятия. Стоит отметить проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительной и дорожной сферах, где выявлены наиболее значимые нарушения. Это не только проведенная совместно со Счетной палатой РФ проверка эффективности расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, направленных на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, но также и контрольное мероприятия по использованию бюджетных средств в рамках адресной инвестиционной программы на строительство инженерной инфраструктуры в поселке Никифоровское, проверка эффективности бюджетных расходов на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог.
Кроме того, хотелось бы отметить проверки в социальной сфере, где были выявлены серьезные недостатки в нормативном регулировании. Речь идет о проверке в Министерстве соцзащиты населения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о проверке в сфере модернизации здравоохранения в Тверской области. Это проверка расходования бюджетных средств, направленных на отдых и оздоровление детей, и проверка по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан. В рамках этих проверок были направлены материалы в органы исполнительной власти. Уже на сегодня большое количество необходимых нормативных правовых актов по итогам проверок органами исполнительной власти приняты. Тем не менее работа по устранению нарушений и недостатков продолжается.
Также хотелось бы отметить проверки по вопросу эффективности использования имущества Тверской области. Это проверка по вопросу учета в реестре госимущества Тверской области эффективности использования имущества, переданного из казны Российской Федерации в государственную собственность Тверской области, а также проверка начисления доходов от уплаты процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов муниципальными образованиями Тверской области. В рамках этих проверок мы направили достаточно серьезные предложения в областное Министерство финансов, и мы очень надеемся, что эти проверки будут полезны и послужат повышению качества управления региональными финансами и эффективности использования государственного имущества Тверской области.
В части внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов в муниципальных образованиях проводились проверки в Весьегонском и Кесовогорском районах. Подготовлен так называемый свод типовых нарушений в муниципальных образованиях, который, надеюсь, будет полезен для всех муниципалитетов.
В рамках проведенных проверок выявлены нарушения системного характера, которые требуют пристального внимания как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны депутатского корпуса Законодательного Собрания. На наш взгляд, не задействованы резервы роста доходного потенциала, есть проблемы с эффективностью расходов, можно констатировать недостаточное качество управления финансами, неравномерное исполнение бюджета и проблемы качества исполнения государственных программ. Это проблемы, которые мы видим уже не первый год, но тем не менее пока они не решены.
Наряду с выполнением основных задач и функций, о которых сказано ранее, Контрольно-счетная палата в 2012 году уделяла особое внимание совершенствованию внешнего финансового контроля в Тверской области, повышению его результативности и качества в соответствии со стандартами, реализации итогов проверок. В дальнейшем мы планируем продолжить методическую работу, внедрение в практику разработанных стандартов финансового контроля, а также развитие взаимодействия с органами государственной власти Тверской области, контрольными и надзорными органами.
Наряду с этим продолжится координация деятельности контрольно-счетных органов в рамках областной Ассоциации органов внешнего финансового контроля, численность которой в 2012 году увеличилась с 17 до 25 участников, а по итогам общего собрания Ассоциации, проведенного накануне, 14 мая, достигла 34 участников. С созданием контрольно-счетных органов в четырех муниципальных районах и городских округах Тверской области, где таковые на сегодня отсутствуют, формирование единой системы внешнего финансового контроля в регионе будет завершено, поэтому хотелось бы обратиться к вам, уважаемые депутаты, за содействием в решении этого вопроса.
На этом у меня всё. Спасибо за внимание. Если есть вопросы, я готова на них ответить.