КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые коллеги!
В ежегодном послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию ключевыми задачами в финансовой сфере определено:
• увеличение доходов бюджета области,
• повышение эффективности финансовой работы органов государственной власти и местного самоуправления,
• обеспечение максимальной результативности расходования бюджетных средств.
Одним из условий успешной реализации поставленных задач является эффективный финансовый контроль. Выступая 6 ноября в Совете Федерации с докладом по законопроекту, направленному на совершенствование системы финансового контроля за исполнением бюджетов, Губернатор подчеркнул важность и своевременность его разработки. Поддержав принятие законопроекта, он отметил: «Единая система государственного и муниципального финансового контроля – ожидаемая, буквально выстраданная практикой необходимость для формирования и развития целостной бюджетной политики государства».
Предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс повышают меру ответственности за нарушения бюджетного законодательства, в значительной степени определяют дальнейшее развитие контрольных органов России, разграничивают полномочия внешнего и внутреннего финансового контроля, уточняют бюджетные полномочия органов внешнего финансового контроля.
На уровне нашего региона внешний финансовый контроль осуществляют Контрольно-счётная палата Тверской области и контрольно-счётные органы муниципальных образований.
В 2011 году Контрольно-счетная палата области выявила нарушений на общую сумму 5,85 млрд рублей. Нецелевое использование бюджетных средств зафиксировано на общую сумму 197 тыс. рублей, неэффективных расходов – 462,9 млн рублей.
За минувший год Контрольно-счётной палатой проведена внешняя проверка исполнения бюджетов 4 высокодотационных муниципальных образований (Андреапольского, Бельского, Оленинского и Рамешковского районов). Объем выявленных нарушений составил более 41 млн. рублей. 12% использованных средств были потрачены с различными нарушениями бюджетного законодательства, в числе которых недостоверность бюджетной отчетности, нарушения при ведении бюджетного учета, проведении ежегодных инвентаризаций, размещении заказов для муниципальных нужд, в части правомерности выделения средств из резервных фондов районных администраций.
Как показал мониторинг, проведенный КСП области, подавляющим большинством районов не соблюдаются требования статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе. По закону данная процедура должна включать проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка является необходимым этапом бюджетного процесса. Она направлена на подтверждение достоверности бюджетной отчетности, выявление и устранение нарушений, способствующих им причин и условий, чтобы не допустить нарушений в будущем, при подготовке бюджета на предстоящий год. В Тверской области внешние проверки в 2011 году были проведены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ только в 9 муниципальных образованиях контрольно-счетными органами, сформированными на постоянной основе (из числа муниципальных служащих).
Проследить судьбу каждого бюджетного рубля – задача затруднительная. Особенно если учесть, что из сорока трех крупных муниципальных образований Тверской области на сегодня лишь в тридцати созданы собственные контрольно-счетные органы. В результате треть местных бюджетов остается не охваченной внешним финансовым контролем.
Очевидна необходимость развития в муниципалитетах области системы внешнего финансового контроля, эффективная работа которой позволит исключить в дальнейшем большую часть нарушений и коррупционных моментов.
Создание контрольно-счетных органов обусловлено Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и положениями Бюджетного кодекса о проведении внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов и экспертиз проектов бюджетов. Внешний финансовый контроль должен быть повсеместным. Для этого требуется создать контрольно-счетные органы в каждом муниципальном районе и городском округе. Городские и сельские поселения, в свою очередь, могут передать свои полномочия в области финансового контроля на уровень районов – такая работа уже ведется.
На сегодня контрольно-счетные органы отсутствуют в 13 районах и городских округах области. Это Бельский, Бологовский, Весьегонский, Вышневолоцкий, Конаковский, Сонковский, Спировский, Старицкий, Торжокский районы, города Вышний Волочёк, Кимры, Торжок и ЗАТО Озёрный. Уважаемые коллеги из перечисленных муниципальных образований, я обращаюсь к вам с настоятельной просьбой ускорить процесс формирования органов внешнего финансового контроля. Надеюсь, что каждый из вас системно подойдет к решению данного вопроса.
Без собственных органов финансового контроля городским и районным Собраниям депутатов трудно наладить эффективный контроль за органами исполнительной власти. Наша общая задача – способствовать максимально эффективному расходованию бюджетных средств, что является непременным условием повышения качества жизни граждан.
Внешний контроль необходим для повышения ответственности распорядителей бюджетных средств за результаты своей деятельности. Контроль на местах напрямую зависит от становления в муниципалитетах сильных и независимых контрольно-счетных палат, от их принципиального подхода к своей работе в интересах проживающего там населения.
В свою очередь, Контрольно-счетная палата области готова оказать муниципальным образованиям всю необходимую методическую, правовую и иную помощь в организации эффективной работы контрольно-счетных органов.
Хочу подчеркнуть, что польза контрольно-счетных органов не только в пресечении финансовых нарушений, но и в их профилактике. Понимая значение контрольно-счётных органов в социально-экономическом развитии регионов, в таких областях, как Московская, Волгоградская, достигнут стопроцентный охват местных бюджетов внешним финансовым контролем. К этому стремимся и мы.
Ещё одной проблемой остается юридический статус муниципальных КСО Тверской области. 21 контрольно-счетный орган из тридцати находится в составе представительного органа муниципалитета. На сегодняшний день только 9 контрольно-счетных органов имеют статус юридического лица, что отвечает современным тенденциям развития внешнего финансового контроля.
Не теряет остроты и кадровый вопрос.
Многие МКСО состоят из одного-двух человек, что не позволяет выполнять проверки на должном уровне. В муниципалитетах остро ощущается нехватка квалифицированных, профессионально подготовленных кадров, способных проводить полноценную внешнюю проверку исполнения местных бюджетов, осуществлять аналитические мероприятия. Между тем при активной позиции муниципалитетов кадровая проблема решаема. В её решении муниципальные образования всегда могут рассчитывать на помощь Ассоциации ОВФК Тверской области, Союза муниципальных контрольно-счетных органов, который действует под патронажем Счетной палаты Российской Федерации, а также Ассоциации контрольно-счетных органов России.
И ещё на одну тему прошу обратить внимание, она актуальна.
Глава Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин справедливо отмечает, что основой эффективности финансового контроля является взаимодействие контрольно-счетных органов всех уровней. В Тверской области сотрудничество региональной КСП и муниципальных палат координирует Ассоциация органов внешнего финансового контроля. Ассоциация является важным элементом единой системы внешнего финансового контроля в Тверском регионе.
Ассоциация проводит большую разъяснительную работу, оказывает консультационную, правовую, методическую помощь контрольно-счетным органам муниципальных образований. Много пользы приносят наши совместные проверки с муниципальными контрольно-счётными органами.
Говоря о взаимодействии, в качестве примера приведу проведённое в прошлом году наше совместное обследование доходного потенциала муниципальных образований Тверской области, в котором приняли участие КСО Твери, Бежецкого, Калязинского, Кимрского, Осташковского и Торопецкого районов. По результатам проведенного обследования доходного потенциала всех муниципалитетов мы выработали и предложили органам местного самоуправления конкретные меры по наращиванию доходов местных бюджетов. В числе первоочередных мер значились:
• сокращение имеющейся задолженности по налоговым и неналоговым доходам муниципальных образований;
• проведение совещаний с главами и специалистами поселений по вопросам организации работы по сбору земельного налога и налога на имущество физических лиц в целях увеличения налоговой базы;
• проведение инвентаризаций земельных участков и объектов недвижимости в целях выявления объектов недвижимости и собственников, которые не упорядочили свои земельно-имущественные отношения;
• меры, направленные на повышение эффективности использования муниципального имущества, в числе которых инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности не только в казне, но и в хозяйственном ведении МУПов и в оперативном управлении учреждений, для выявления всего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и дальнейшего определения экономически выгодных вариантов его использования.
Убеждена, что совместные с муниципальными КСО контрольные и экспертно-аналитические мероприятия должны быть предусмотрены и в последующие годы.
На данный момент в составе Ассоциации представлено 17 муниципальных образований. Призываю все остальные районы и городские округа, в которых созданы контрольно-счетные органы, вступать в Ассоциацию и совместными усилиями наводить порядок в финансово-бюджетной сфере. Только слаженная и хорошо скоординированная работа органов финансового контроля может гарантировать ощутимый эффект в бюджетной сфере.
В завершение подчеркну, что становление и развитие контрольно-счетных органов – процесс трудоёмкий, но стратегически верный. Это очевидная потребность общества.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента, приоритетной задачей при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу является кардинальное повышение качества стратегического управления экономикой и общественными финансами. Если мы строим эффективную систему государственного управления, то нам жизненно необходима эффективная система внешнего финансового контроля на всех уровнях, включая муниципальный.
Благодарю за внимание.