«Афанасий-бизнес», 30.04.2022. КСП Тверской области рассказала о нарушениях при реализации Адресной инвестиционной программы

Комитет Законодательного Собрания по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу рассмотрел заключение Контрольно-счетной палаты Тверской области по итогам анализа формирования и реализации Адресной инвестиционной программы на 2020–2022 годы по инвестпроектам на модернизацию объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в 2021 году. Объектом контроля было региональное Министерство энергетики и ЖКХ. Встречные проверки прошли в администрациях города Бологое и Нелидовского городского округа.

Адресная инвестиционная программа Тверской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утверждена региональным Правительством в декабре 2019 года. На 2020 год на модернизацию объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований изначально было предусмотрено 171,8 млн рублей, в течение года эта сумма увеличилась на треть и по состоянию на 31 декабря составляла 228,7 млн рублей.

Как показал проведенный анализ, при формировании АИП на 2020 год по анализируемым мероприятиям областное Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства включило в общий объем бюджетных средств нераспределенный остаток в сумме 3,7 млн рублей. Аналогичное нарушение было допущено при формировании АИП на 2021 год, в последней редакции которой нераспределенный остаток на модернизацию объектов ТЭК составил 20,6 млн рублей. Наличие нераспределенного остатка создает риск неполного исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, — пояснил аудитор Контрольно-счетной палаты.

Еще один недостаток связан с включением в АИП объектов в отсутствие проектно-сметной документации с положительными заключениями госэкспертизы.

— Из пяти объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований, предусмотренных к реализации в 2020 году, четыре объекта были включены в отсутствие проектно-сметной документации с положительными заключениями государственной экспертизы, — сообщил аудитор Александр Устинов. — Впоследствии это привело к нарушению первоначальных сроков ввода трех объектов: блочно-модульной газовой котельной с теплотрассой в поселке Спирово, реконструкции системы теплоснабжения микрорайона ДОКа в городе Нелидово и реконструкции магистрального трубопровода тепловой сети в городе Конаково. Причем по объекту в городе Нелидово в 2020-м были одновременно предусмотрены и разработка проектной документации, и строительно-монтажные работы, которые в итоге в предусмотренный первоначально срок не были выполнены из-за возникновения дополнительной потребности в финансовых средствах по итогам прохождения государственной экспертизы проектной документации.

За 2020 год в установленный срок не были завершены работы по четырем объектам, в результате чего не предоставлена субсидия на общую сумму 60,8 млн рублей. Среди основных причин незавершения работ в установленные сроки, прекращения строительства (реконструкции) объектов либо переноса на следующий год – включение в АИП объектов, не обеспеченных утвержденной в установленном порядке проектной документацией, низкий уровень подготовки и реализации проектных решений, неудовлетворительная работа подрядных организаций, сложная экономическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции.

Встречными проверками в администрациях города Бологое и Нелидовского городского округа установлены нарушения законодательства о контрактной системе в части несвоевременного размещения в ЕИС в сфере закупок сведений об изменении муниципальных контрактов, информации и документов об их исполнении. Администрация Нелидовского округа не исполнила обязательства по своевременной оплате муниципального контракта. Администрация города Бологое не направляла требования подрядчику об уплате неустоек за ненадлежащее исполнение условий контракта на строительство газовой котельной.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата подготовила рекомендации по совершенствованию механизмов формирования Адресной инвестиционной программы. КСП рекомендовала включать в АИП объекты капитального строительства только при наличии проектной документации и результатов инженерных изысканий с необходимыми положительными заключениями государственной экспертизы. В Порядке формирования и реализации программы предложено урегулировать механизм формирования в составе АИП перечня объектов, подлежащих включению в программу после выполнения всех установленных условий.

Рассмотрев отчет КСП, депутаты приняли информацию к сведению и поддержали предложения, направленные на совершенствование механизмов формирования Адресной инвестиционной программы.