Контроль в сфере дорожной деятельности

2017-05-17 1Контрольно-счетная палата представила региональным парламентариям свой отчет о проверке использования бюджетных средств, выделенных муниципалитетам на осуществление дорожной деятельности. Итоги рассмотрены постоянным комитетом по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу под председательством Станислава Петрушенко.

В ходе контрольного мероприятия проверено использование средств дорожного фонда, предоставленных с начала 2015 года по май 2016 года местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий Тверской области в сфере дорожной деятельности, на капремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения. Объектом контроля было Министерство транспорта Тверской области, выездные проверки проведены в Лихославльском и Бежецком районах.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Тверской области наделены полномочиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения 3-го класса. Протяженность таких дорог составляла в 2015 году 6 561 км, с января 2016 года – 6 562 км. Содержание автодорог включает в себя работы по поддержанию их надлежащего технического состояния, оценке их технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Однако, как показала проверка, в нарушение принятого порядка оценка технического состояния дорог муниципальными образованиями не проводится.

Законом об областном бюджете на 2015 год было предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере дорожной деятельности в сумме 280,5 млн руб., на 2016 год – 299 млн рублей. При этом Министерством транспорта в период с января 2015 года по май 2016 года не обеспечивалось своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств до муниципалитетов, что образует состав административного правонарушения. Перечисление субвенций муниципальным образованиям на реализацию переданных полномочий в сфере дорожной деятельности в проверенном периоде также осуществлялось с нарушением установленных сроков.

В ходе выборочной проверки были выявлены недостатки при заключении муниципальных контрактов на осуществление дорожных работ (к примеру, в контрактах, заключенных администрацией Бежецкого района, не были определены конкретные виды и объемы работ), факты ненадлежащего ведения журналов производства работ, нарушения при приемке выполненных работ. Проведенный анализ выполненных работ по содержанию дорог 3-го класса показал ненадлежащее исполнение администрациями муниципальных образований своих обязательств в этой сфере. Так, в Лихославльском районе очистка дорог от снега ни в одном из месяцев в период зимнего содержания автомобильных дорог в 2015 году не проводилась на всей их протяженности, ни разу не проводились работы по очистке снега на пяти автодорогах общей протяженностью 8 км.

При анализе стоимости выполненных работ установлено, что в 33 из 62 муниципальных образований необоснованно применялись индексы роста нормативов летнего (1,41) и зимнего содержания (1,46) автомобильных дорог при расчетах с подрядчиками. Это привело к увеличению стоимости выполненных работ в 2015 году на общую сумму 50,4 млн руб., за май 2016 года – на 3,3 млн рублей. Кроме того, в 42 муниципалитетах в акты выполненных работ необоснованно включались расходы на покрытие затрат подрядных организаций по страхованию строительных рисков (1% от стоимости работ), хотя Приказом Минстроя России, датированным 2014 годом, расходы на страхование строительных рисков исключены из всех сводных сметных расчетов. Таким образом, фактическая стоимость дорожных работ, произведенных в 2015 году, могла быть ниже на 2,3 млн рублей.

2017-05-17 3– Факты необоснованного завышения стоимости выполненных работ свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны Министерства транспорта за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий в сфере дорожной деятельности, – отметила председатель КСП Татьяна Ипатова.

Чтобы не допускать впредь необоснованных бюджетных расходов, порядок предоставления местным бюджетам субвенций на реализацию указанных полномочий рекомендовано дополнить требованиями проверки и анализа документов, предоставляемых органами местного самоуправления, при осуществлении региональным Министерством транспорта контроля над использованием субвенций.

По итогам проверки использования субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения было обращено внимание на недостатки, допущенные при проведении конкурсного отбора объектов муниципальных образований. В частности, при подведении итогов конкурса и составлении рейтинга объектов были выставлены дополнительные баллы за применение новых технологий по двум объектам (в Селижарове и Весьегонске), однако в методике оценки отсутствуют критерии отнесения применяемых при ремонтах технологий к новым.

Среди других нарушений на комитете были отмечены случаи заключения муниципальных контрактов на выполнение ремонтных работ ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом объем принятых по ним бюджетных обязательств превышал утвержденные бюджетные ассигнования на эти цели в решениях о бюджете у 13 муниципальных образований.

При проверке актов о приемке выполненных работ по ремонту улицы Тверской в городе Бежецке установлено несоответствие объемам работ, указанным в локальном сметном расчете, приложенном к контракту. Были увеличены объемы работ по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси за счет уменьшения объемов работ по срезке поверхностного слоя дорожного покрытия, устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей и ремонту тротуаров. Визуальный осмотр отремонтированного участка показал наличие трещины дорожного полотна, при этом на момент проверки заказчик не проводил претензионную работу для восстановления целостности дорожного полотна в период действия гарантийных обязательств.

Для принятия решения о необходимости применения мер прокурорского реагирования по выявленным фактам нарушений отчет направлен в прокуратуру Тверской области. Материалы проверки по Лихославльскому району направлены в следственное управление Следственного комитета России по Тверской области.

По итогам проверки внесены представления в адрес Министерства транспорта Тверской области и в администрации Бежецкого и Лихославльского районов. Министерством транспорта учтены предложения по совершенствованию нормативной правовой базы. Результаты проверки доведены до органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Правительство области поручило Министерству усилить контроль предоставляемой отчетности и документов к ней. Представление остается на контроле КСП до принятия мер по внесению изменений в нормативную правовую базу, в подходы к организации и администрированию работ в дорожной сфере.

Постоянный комитет по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу решил принять отчет КСП к сведению и направить перечень рекомендаций по совершенствованию использования бюджетных средств на дорожную деятельность в адрес Правительства области, регионального Министерства транспорта и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.