Комитет рассмотрел информацию о школьных перевозках

2017-05-15 1В Законодательном Собрании Тверской области прошло заседание постоянного комитета по социальной политике под председательством Артура Бабушкина. В работе комитета приняла участие аудитор Контрольно-счетной палаты Наталья Казалинская.

Депутаты заслушали отчеты КСП о результатах контрольных мероприятий по вопросам использования бюджетных средств на обеспечение подвоза учащихся, проживающих в сельской местности, к месту обучения и обратно, а также на приобретение транспортных средств для этих целей.

Новые школьные автобусы в проверенном периоде 2015–2016 годов выделялись в основном на замену устаревшего автотранспорта (для перевозки школьников должны использоваться машины, находящиеся в эксплуатации не дольше 10 лет), в связи с ненадлежащим техническим состоянием транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, по предписаниям надзорных органов и решениям судов. В 2015 году за счет областного бюджета было приобретено и поставлено в муниципалитеты 28 школьных автобусов, или треть заявленной потребности в новом транспорте. Еще 34 автобуса по заявкам 2015 года были закуплены в 2016 году. Потребность в школьных автобусах на 2017 год, по данным Министерства образования, составляет 70 единиц.

В госпрограмме «Развитие образования Тверской области» на 2015–2020 годы» предусмотрено содействие муниципалитетам в обеспечении подвоза учащихся, проживающих в сельской местности, к месту обучения и обратно. На эти цели из областного бюджета ежегодно выделяется 50 млн рублей на условиях долевого участия местных бюджетов в расходах на перевозку школьников, которые, как показала проверка, соблюдались всеми муниципальными образованиями.

На заседании комитета было обращено внимание на наличие различных подходов к организации подвоза учащихся на территории региона, в том числе:

- предоставление автобусов в оперативное управление школам, которые организуют перевозки самостоятельно;

- использование ресурсов транспортных МУПов (в том числе специально созданных для подвоза школьников), которые включают парк школьных автобусов, переданных им в хозяйственное ведение;

- передача автобусов в пользование иным коммерческим организациям, осуществляющим подвоз учащихся по договорам, заключаемым со школами по результатам конкурсного размещения муниципального заказа на подвоз;

- создание для подвоза учащихся специализированных муниципальных бюджетных и автономных учреждений, которые осуществляют подвоз в рамках муниципального задания закрепленными за ними школьными автобусами.

2017-05-15 2Наиболее распространенной и одновременно самой сложной для образовательных учреждений является модель самостоятельной организации подвоза учащихся школьными автобусами, переданными им в оперативное управление. В основном школы не обладают необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность перевозок в соответствии со всеми требованиями. Директора испытывают трудности с организацией хранения и техобслуживания автобусов, заправки топливом, прохождения медосмотров водителей и техосмотров транспортных средств, с подготовкой кадров, отвечающих за безопасность перевозок, и организацией контроля над использованием автобусов. Отмечается неготовность специалистов школ к применению специального оборудования на автобусах для контроля безопасности перевозок. В проверенных школах соблюдались установленные законодательством требования к наличию тахографов и систем навигации на автобусах, но это оборудование школами с целью контроля безопасности и снижения расходов на содержание и эксплуатацию транспортных средств не использовалось.

Кроме того, в ходе проверок сделаны замечания по контролю над соблюдением получателями условий предоставления и расходования субсидий на обеспечение подвоза учащихся, по времени нахождения детей в пути, которое согласно требованиям СанПиН не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Как сообщила в своем докладе аудитор Наталья Казалинская, результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости пересмотра сложившегося порядка централизованной закупки и передачи школьных автобусов в муниципалитеты. Региональному Министерству образования даны рекомендации по сокращению сроков от момента покупки автобусов до их передачи в оперативное управление школ, а также по оказанию методической помощи муниципалитетам в организации контроля над использованием школьных автобусов. Министерством образования, в свою очередь, ведется работа по устранению недостатков, включая внесение изменений в нормативно-правовую базу. Реализация представлений, направленных в адрес Министерства, остается на контроле КСП до принятия исчерпывающих мер.

Комитет решил принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты и поддержал предложения по совершенствованию организации подвоза учащихся, проживающих в сельской местности, к месту обучения и обратно.