Проект бюджета на 2017–2019 годы прошел первое чтение

Председатель Контрольно-счетной палаты Тверской области Татьяна Ипатова выступила на заседании регионального парламента с содокладом по проекту областного бюджета на трехлетний период по предмету первого чтения. При этом был обозначен ряд рисков, которые могут отрицательно сказаться на эффективности расходования государственных средств.

В понедельник, 5 декабря, депутаты Законодательного Собрания Тверской области рассмотрели и одобрили в первом чтении проект закона об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов.

Основные параметры главного финансового документа представил заместитель Председателя Правительства Тверской области Александр Меньщиков.

Доходы областного бюджета на 2017 год запланированы в сумме 48 млрд 13 млн рублей (с уменьшением к 2016 году на 5,3%), на 2018 год – 50 млрд 375 млн рублей (с увеличением к 2017 году на 4,9%), на 2019-й – 52 млрд 130 млн рублей (или с ростом к 2018 году на 3,5%). Законопроектом предусмотрен рост налоговых и неналоговых доходов на следующий год относительно 2016 года на 3,5%, на 2018 и 2019 годы относительно предыдущих лет – на 6,2% и 4,1% соответственно. По словам заместителя Председателя областного Правительства Александра Меньщикова, в течение будущего года возможен рост безвозмездных поступлений в областной бюджет в соответствии с распоряжениями Правительства РФ. В доходной части пока не учтены средства федерального бюджета, которые будут распределяться по субъектам в течение следующего финансового года.

Расходы на 2017 год запланированы в размере 51 млрд 883 млн рублей (с увеличением к 2016 году на 1,96%), на 2018 год – 48 млрд 434 млн рублей (или со снижением к 2017 году на 6,7%), на 2019 год – 48 млрд 697 млн рублей, или с ростом к 2018 году на 0,5%.

На ближайший год предусмотрен дефицит 3 млрд 870 млн рублей. Дефицит на 2017 год к соответствующему объему доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) составляет 9,5%, что не превышает предельного значения, установленного Бюджетным кодексом. На плановый период 2018–2019 годов бюджет сверстан с профицитом в размере 1 млрд 941 млн рублей и 3 млрд 433 млн рублей соответственно.

Наряду с основными характеристиками бюджета Тверской области при рассмотрении проекта главного финансового документа был представлен прогноз социально-экономического развития региона на трехлетний период, на основе которого версталась доходная часть бюджета. По данному вопросу выступила министр экономического развития Тверской области Ольга Павлова.

В 2017–2019 годах прогнозируется переход от снижения экономической динамики, наблюдаемой в 2013–2015 годах, к возобновлению роста экономики Тверской области. При этом значения по всем основным показателям прогнозируются ниже, чем по предыдущему прогнозу, кроме инфляции и индекса объема инвестиций. Рост объема валового регионального продукта (ВРП) – важнейшего макроэкономического показателя, указанного в прогнозе, – в 2017 году запланирован по сравнению с оценкой за текущий год на 6,7%, в 2018 году – на 6,3% по сравнению с 2017 годом, в 2019 году – на 6,1% по сравнению с 2018 годом.

Свои оценки прогнозу социально-экономического развития региона дала председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова: «К сожалению, Контрольно-счетная палата констатирует, что существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВРП. Вместе с тем макроэкономические показатели прогноза по базовому варианту в основном обоснованы и взаимоувязаны между собой».

Основная часть содоклада председателя Контрольно-счетной палаты была посвящена оценке проекта областного бюджета. Проведенный Контрольно-счетной палатой анализ свидетельствует о том, что в целом проект закона сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства и основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Среди положительных сторон представленного законопроекта названы возвращение к трехлетнему бюджетному планированию, обеспечение сбалансированности бюджета, сохранение социальной направленности расходов, продолжение реализации майских указов Президента от 2012 года, проведение межбюджетной консолидации, включающей мобилизацию доходов и повышение эффективности расходов.

Вместе с тем КСП обозначила риски реализации задач бюджетной политики: «В настоящее время имеющаяся нормативно-правовая база, необходимая для исполнения бюджета, является недостаточной, что может отрицательно сказаться на своевременности и эффективности использования средств. Особенно это вызывает опасения применительно к межбюджетным трансфертам. Объем трансфертов, по которым на сегодня не приняты порядки их распределения, составляет более 1,7 млрд рублей. Если следовать процедуре, предусмотренной законодательством (до 1 апреля принятие порядков, которые предусматривают предоставление трансфертов, а все они предоставляются на конкурсной основе), то муниципалитеты получат трансферты из областной казны не раньше июля. Полагаем, что разработку нормативных правовых актов, которые необходимы для предоставления трансфертов, следует начинать уже сегодня в целях принятия своевременных и эффективных управленческих решений на муниципальном уровне и результативного использования бюджетных средств».

Замечания и предложения Контрольно-счетной палаты Тверской области, содержащиеся в заключении на проект закона «Об областном бюджете Тверской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» по предмету первого чтения, были учтены при принятии проекта закона.