О компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций

Контрольно-счётная палата Тверской области провела проверку законности и результативности использования средств областного бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель».

Отчет о результатах проверки рассмотрели депутаты Законодательного Собрания Тверской области на заседании постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам под председательством Александра Тягунова.

Как рассказал аудитор КСП Александр Устинов, объектами контроля были Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области. Наряду с этим были проведены встречные проверки в администрациях Эммаусского сельского поселения и городского поселения «поселок Орша» Калининского района, а также в департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери.

В проверяемом периоде перечисление субсидии теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, осуществлялось Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на основании соглашений, заключенных Министерством с теплоснабжающими организациями, ГУ РЭК и муниципальными образованиями. В 2013 году на предоставление субсидии из областного бюджета было выделено 429,7 млн рублей.

В результате проверки были найдены недостатки в действующем порядке предоставления субсидии, установленном постановлением Правительства Тверской области от 02.04.2013 № 109-пп, в частности, его несоответствие с середины 2013 года изменившимся положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. По итогам проверки Контрольно-счетная палата рекомендовала привести порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в соответствие с требованиями БК РФ.

– Порядок предусматривает участие в процедуре предоставления субсидий теплоснабжающим организациям двух исполнительных органов – РЭКа и Министерства топливно-энергетического комплекса и ЖКХ. РЭК принимает документы от теплоснабжающих организаций на получение субсидии и осуществляет их расчет, который направляет Министерству топливно-энергетического комплекса и ЖКХ. Министерство, в свою очередь, перечисляет субсидии теплоснабжающим организациям. Участие двух исполнительных органов государственной власти в данном процессе, на наш взгляд, усложняет процедуру предоставления субсидии, – отметил аудитор КСП Тверской области Александр Устинов.

Проверяющие также обратили внимание на недостатки показателей государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2013-2018 годы, по которым оценивается предоставление субсидий юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель». Согласно выводам проверки, данные показатели не позволяют оценить результативность предоставления субсидии и эффективность её использования теплоснабжающими организациями, поскольку они не отражают действительное влияние на организации в случае непредоставления либо неполного предоставления данной субсидии. В связи с этим сделан вывод о необходимости пересмотра показателей государственной программы, по которым оценивается результативность предоставления субсидий теплоснабжающим организациям.

В ходе контрольного мероприятия выявлены случаи несоблюдения теплоснабжающими организациями сроков представления документов для получения субсидий. Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в свою очередь, неоднократно нарушались сроки (от 6 до 93 дней) перечисления субсидий организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению.

Отдельно была отмечена роль муниципальных образований, которые также участвовали в реализации соглашений о предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям. Сверка с теплоснабжающими организациями фактических объемов полезного отпуска тепловой энергии на практике сводилась к получению от них информации, которая уже имелась в распоряжении Региональной энергетической комиссии. При этом действующий порядок предоставления субсидий не предписывает ГУ РЭК дальнейших действий при расчете субсидий в случае представления акта о результатах сверки фактических объемов полезного отпуска тепловой энергии с разногласиями или его непредставления.

Несмотря на то, что согласно заключенным соглашениям муниципальные образования обязуются незамедлительно информировать ГУ РЭК и Министерство об обстоятельствах, приводящих к банкротству теплоснабжающих организаций, в проверяемом периоде муниципалитеты такую информацию не представляли. Так, в поселке Орша Калининского района ООО Обслуживающая компания «Орша» в 2013 году была признана банкротом и в отношении неё открыто конкурсное производство, однако, администрация поселения соответствующую информацию ни в ГУ РЭК, ни в Министерство не направляла.

По результатам рассмотрения профильным комитетом отчет КСП был принят к сведению. Комитет принял решение рекомендовать Правительству Тверской области внести изменения в постановление Правительства Тверской области от 02.04.2013 № 109-пп, в части усовершенствования порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и приведения его в соответствие со статьёй 78 БК РФ. Кроме того, члены комитета поддержали предложение КСП Тверской области о пересмотре показателей государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2013-2018 годы, по которым оценивается результативность расходов на субсидии теплоснабжающим организациям.