Рассмотрены итоги анализа реализации территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи

2021-29-04 129 апреля региональные парламентарии заслушали информацию КСП по результатам анализа и оценки реализации территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи.

Отчет рассмотрен постоянным комитетом Законодательного Собрания Тверской области по социальной политике под председательством Артура Бабушкина. С сообщением выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Наталья Волкова.

Объектами экспертно-аналитического мероприятия, проведенного в 2020 году и охватывающего период 2017–2019 годов, являлись Министерство здравоохранения Тверской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Одно из ключевых замечаний — затягивание сроков разработки территориальной программы госгарантий и нарушение сроков её принятия. При формировании программы не учитывались особенности возрастного состава населения, уровень и структура его заболеваемости, климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций. Обращено внимание на несбалансированность объема медицинской помощи и её финансового обеспечения.

В 2019 году по сравнению с 2017 годом кассовые расходы на реализацию территориальной программы госгарантий выросли на 28 процентов — с 15,2 до 19,4 млрд рублей. Увеличение в основном обусловлено ростом объема субвенции, предоставляемой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации ОМС.

В ходе проведенного анализа Контрольно-счетной палатой выявлены недостатки планирования и исполнения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы госгарантий.

В 2017–2018 годах объемы медицинской помощи, предусмотренные программой ОМС, не выполнены в количественном выражении по всем видам помощи, за исключением амбулаторной, оказываемой с профилактическими и иными целями. В 2019 году объемы не выполнены по всем видам медицинской помощи, значительное невыполнение сложилось по скорой медицинской помощи (невыполнение – 18,1%), амбулаторной помощи, оказываемой в неотложной форме (невыполнение – 17,2%).

Кроме того, в исследованном периоде не достигнуты установленные территориальной программой ОМС нормативы объема медицинской помощи. Значительное невыполнение (более 10%) нормативов объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо сложилось по скорой медицинской помощи, амбулаторной медицинской помощи, оказываемой в связи с заболеваниями и в неотложной форме.

Зафиксировано значительное превышение объемов медицинской помощи, фактически оказанной застрахованным лицам в системе ОМС Тверской области за пределами региона, над плановым объемом. Это свидетельствует о том, что в 2017–2019 годах территориальная программа ОМС являлась дефицитной: в 2017 году дефицит составил 300,5 млн руб., в 2018-м – 357,8 млн руб., в 2019-м – 819,2 млн рублей.

2021-29-04 2«Основной причиной дефицита программы является недостаточный объем субвенции, выделенный из бюджета Федерального фонда ОМС, что не позволяет Тверской области надлежащим образом осуществлять переданные полномочия в сфере обязательного медстрахования, а также приводит к образованию кредиторской задолженности за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам Тверской области за пределами региона, — сообщила аудитор КСП Наталья Волкова. — Выделение Тверской области субвенции в недостаточном объеме обусловлено несовершенством Методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. При расчете субвенции не учитываются объем медицинской помощи и уровень тарифов при оказании медпомощи застрахованным лицам медицинскими организациями, расположенными за пределами региона. Значительное влияние на объем субвенции оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в субъекте Российской Федерации за предшествующий год».

В объеме медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в системе ОМС Тверской области за пределами региона, наибольшую долю (87,9%) занимает помощь, оказываемая в условиях круглосуточного стационара. При этом более 86% оказанной медицинской помощи приходится на три субъекта Российской Федерации: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Рост объема медицинской помощи, оказанной за пределами региона в рамках территориальной программы ОМС (в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 55,4%), говорит о том, что в Тверской области сохраняются проблемы с качеством и доступностью медицинской помощи.

Одной из основных проблем остается дефицит медицинских кадров. В 2019 году по сравнению с 2017-м в организациях здравоохранения Тверской области численность медперсонала снизилась на 9,8 процента – с 17 884 до 16 127 человек. По состоянию на 1 января 2020 года число незамещенных ставок медицинского персонала составило 6 683 единицы при коэффициенте совместительства – 1,4 (23% от штатной численности).

В 2019 году целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи не достигнуты по 26 показателям, из них по 9 показателям фактические значения ухудшились по сравнению с 2017 годом. Несмотря на увеличение финансирования территориальной программы госгарантий, доля достигнутых критериев доступности и качества медпомощи снизилась на 6,5 процента – с 50% в 2017-м до 43,5% в 2019-м.

Увеличение объема медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в системе ОМС Тверской области за пределами региона, снижение доли достигнутых критериев качества и доступности медицинской помощи, невыполнение в 2017–2019 годах объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой госгарантий, свидетельствуют о недостаточности принимаемых Министерством здравоохранения мер по реализации своих полномочий.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору, в Министерство здравоохранения Тверской области и Территориальный фонд ОМС – с рекомендациями принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений и недопущению их в дальнейшем. Решением профильного комитета Законодательного Собрания отчет КСП принят к сведению.