Государственный аудит. Взгляд в будущее

2019-19-3 1Этой теме был посвящен международный семинар, организованный Контрольно-счетной палатой Москвы 15–16 марта в соответствии с планом работы Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ.

В работе семинара участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты России, Правительства Москвы, Управляющего комитета Европейской организации региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ), руководители контрольно-счетных органов и органов внутреннего государственного финансового контроля 70 субъектов Российской Федерации, представители научного сообщества. От Тверской области в мероприятии принимала участие председатель региональной КСП Татьяна Ипатова.

Российские и зарубежные эксперты обсудили перспективы развития государственного аудита, включая новые подходы к организации деятельности в условиях применения инновационных технологий, цифровизации и необходимости работы с большими массивами данных. Своим видением решения насущных вопросов поделились участники трех рабочих сессий — по теории и практике внешнего государственного аудита, моделям взаимодействия внутреннего и внешнего государственного финансового контроля, а также роли информационных технологий в развитии госаудита.

Говоря об эволюции подходов к государственному контролю, аудитор Счетной палаты России Дмитрий Зайцев выделил, в первую очередь, проактивный и общегосударственный подходы. В числе приоритетов прозвучали подотчетность за результат и за работу над ошибками, стратегическое планирование, эффективное распределение ресурсов контрольно-счетных органов, а также новое качество взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. При этом ценность результатов работы счетных палат призваны повысить их новые роли наряду с традиционными функциями — роли консультанта и исследователя.

Член Управляющего комитета ЕВРОРАИ Кристиан Мелли, в свою очередь, подчеркнул, что главными целями федеральных и региональных органов государственного контроля были и остаются обеспечение и повышение эффективности, экономности и рациональности использования государственных ресурсов, предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

О превентивной роли государственного контроля говорил и руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин: «Контроль — это механизм обратной связи, созданный для того, чтобы понять, что не так в системе государственного управления. И его главная задача — предотвращение бюджетных правонарушений и оказание помощи объектам контроля по предупреждению их возникновения, а не выявление нарушений и поиск виновных». Руководитель Федерального казначейства в своем выступлении также рассказал о подходах к развитию взаимодействия между контролирующими органами в рамках перспективной модели государственного финансового контроля.

В продолжение темы председатель КСП Москвы Виктор Двуреченских остановился на основных противоречиях развития внешнего государственного финансового контроля в регионах. Трудности заключаются, в частности, в несоразмерности установленных законом полномочий контрольно-счетных органов регионов и их ресурсов, в отсутствии четкого разграничения зон ответственности внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Обращает на себя внимание и несоответствие между традиционными механизмами госаудита и новыми вызовами, в числе которых способность предвидеть проблемы бюджета в будущем, необходимость соизмерять посредством государственного аудита действия властей с национальными приоритетами и целями.

«Нужна системная трансформация от финансового аудита к стратегическому через планомерное освоение методов управленческого аудита и аудита информации. Выработка единой методологии и правовой доктрины государственного финансового контроля, отвечающей новым вызовам, — необходимое условие его жизнеспособности и эффективности в будущем», — подытожил Виктор Двуреченских.