В Твери обсудили задачи и механизмы реализации бюджетной политики

2018-11-28 128 ноября представители КСП Тверской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований приняли участие в семинаре-совещании «О задачах и механизмах реализации бюджетной политики в Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и особенностях ее реализации на муниципальном уровне».

На семинаре-совещании, организованном Законодательным Собранием Тверской области, состоялся диалог между представителями муниципальных образований, органов исполнительной и законодательной власти региона, налоговой службы, органов внешнего финансового контроля.

Повестка дня включала вопросы, связанные с прогнозом социально-экономического развития региона, формированием областного и местных бюджетов, развитием налогового потенциала территорий, проведением внешнего финансового контроля над исполнением местных бюджетов.

Среди приоритетных направлений при формировании областного бюджета на предстоящий трехлетний период были названы участие в реализации национальных проектов на территории региона, стимулирование и развитие отраслей экономики, строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры. К заданным ориентирам также отнесены финансовая поддержка развития муниципальных образований, повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг для населения. Планируется повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе в рамках реализации указов Президента. Безусловным приоритетом, как и прежде, является выполнение всех социальных обязательств, предусмотренных действующим законодательством. Наряду с этим закон об областном бюджете на 2019–2021 годы, принятый в первом чтении, развивает тенденцию сокращения государственного долга Тверской области.

Председатель Контрольно-счетной палаты области Татьяна Ипатова ознакомила участников встречи с основными выводами проведенной экспертизы проекта областного бюджета на ближайшие три года, с акцентом на выстраивании межбюджетных отношений.

2018-11-28 2– Объем межбюджетных трансфертов на 2019 год увеличивается по сравнению с предыдущим периодом с 17 миллиардов до 18,5 миллиарда рублей, — сообщила Татьяна Ипатова. — Вместе с тем значительная доля средств, которая передается местным бюджетам в виде субсидий (а она составляет порядка 33,6 процента от общего объема трансфертов) пока не распределена. Эту работу еще предстоит провести органам исполнительной власти. Контрольно-счетная палата внесла предложение о распределении субсидий между муниципалитетами в срок не позднее 1 марта 2019 года, чтобы у них была возможность эффективного расходования этих средств. Комитет по бюджету поддержал нашу рекомендацию.

Еще одна проблема, о которой упомянула председатель региональной Контрольно-счетной палаты, касается динамики и структуры муниципального долга Тверской области.

– К сожалению, мы вынуждены констатировать, что если по состоянию на 1 января 2016 года муниципальный долг составлял 1,6 миллиарда рублей, то на 1 ноября 2018 года его объем вырос до 2,4 миллиарда рублей. Безусловно, не могут не настораживать темпы его роста, — подчеркнула Татьяна Ипатова. — Если посмотреть структуру муниципального долга, то 84,9% – это кредиты, полученные от кредитных организаций, 15,1% составляют бюджетные кредиты. Кредиты от кредитных организаций имеют три муниципальных образования – Тверь, Конаково и поселок Спирово. Это свидетельствует в том числе и о необходимости пересмотра межбюджетных отношений.

2018-11-28 3Учитывая ключевую роль контроля в бюджетном процессе, на семинаре-совещании большое внимание уделили особенностям внешнего финансового контроля над исполнением бюджетов муниципальных образований. Вопросы реализации контрольно-счетными органами муниципалитетов своих полномочий, установленных действующим федеральным законодательством, подробно осветил руководитель контрольно-аналитического отдела КСП Тверской области Алексей Никифоров. Речь шла, прежде всего, об экспертизе проектов местных бюджетов, внешней проверке годовых отчетов об исполнении местных бюджетов, контроле над законностью и результативностью использования бюджетных средств и управления муниципальным имуществом, а также подготовке предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса.

В настоящее время в регионе создано 43 муниципальных контрольно-счетных органа, 20 из них – в форме юридического лица, 23 – в составе представительных органов муниципальных образований. Представительными органами городских и сельских поселений заключены 206 соглашений о передаче полномочий по выполнению функций внешнего финансового контроля на районный уровень. Советом контрольно-счетных органов при КСП Тверской области на постоянной основе проводится работа, направленная на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности на территории региона.

– Сегодня была представлена очень объемная и интересная информация, касающаяся социально-экономического развития региона, налоговой системы, непосредственно формирования бюджета и финансового контроля, — прокомментировала прошедшую дискуссию председатель Контрольно-счетной палаты Калининского района Татьяна Яковлева. — Все темы, которые были затронуты, очень актуальны именно сейчас, когда в районах завершается подготовка к рассмотрению и принятию бюджетов. Второй год подряд в ноябре проводится семинар-совещание по данным вопросам, хотелось бы, чтобы такая практика была продолжена.