Всё внимание — вопросам агропромышленного комплекса

2018-10-23 3Комитет Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию под председательством Александра Кушнарёва рассмотрел отчет КСП об итогах проверки использования средств, предоставленных в 2017 году на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» государственной программы «Сельское хозяйство Тверской области».

Проверка проведена в региональном Министерстве сельского хозяйства, являющемся администратором госпрограммы, и в подведомственном ему ГКУ «Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области». О результатах доложила аудитор Контрольно-счетной палаты Надежда Губанова.

В проверяемом периоде расходы на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» составили 182,3 млн рублей за счет средств федерального и областного бюджетов. Из них наибольший объем (80%) — средства на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках решения задачи по поддержанию доходности в области растениеводства.

2018-10-23 2«В 2017 году Министерством сельского хозяйства Тверской области по подотрасли растениеводства не выполнены девять показателей из одиннадцати, установленных соглашениями с Минсельхозом России. На протяжении последних трех лет осуществлялся возврат части средств в федеральный бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности предоставления субсидии. Общая сумма возврата за последние два года в целом по отрасли составила 9 млн рублей», — привела данные аудитор КСП Надежда Губанова.

На основании распоряжения Правительства России от 30 мая 2018 года Тверская область в этом году освобождена от применения мер ответственности за недостижение показателей результативности (предусмотренных заключенными соглашениями с Минсельхозом) по причине неблагоприятных метеоусловий. Вопрос освобождения сельхозтоваропроизводителей от штрафов за невыполнение показателей результативности в случае освобождения Тверской области от применения мер ответственности был урегулирован после проверки КСП.

В ходе контрольного мероприятия в государственной программе «Сельское хозяйство Тверской области» установлены нарушения требований Порядка разработки госпрограмм. В частности, значения показателей результативности мероприятий по возмещению части затрат, связанных с увеличением посевных площадей, по возмещению затрат по производству и реализации льноволокна, осуществляемых без софинансирования из федерального бюджета, не увязаны с объемом финансирования мероприятий. Определенные госпрограммой мероприятия по возмещению затрат за произведенное и реализованное льноволокно, по возмещению части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования не обеспечивают решения соответствующих задач программы, что ведет к нарушению обязательств, установленных соглашением с Минсельхозом.

Расчеты-обоснования установленных ставок субсидий по пяти направлениям государственной поддержки Министерством не были представлены, что не позволило оценить эффективность планирования объема бюджетных средств на эти цели. Недостаточно качественное планирование Министерством предельных объемов финансирования привело к нарушению во втором квартале прошлого года сроков принятия решения о предоставлении субсидии, установленных порядками.

По итогам проверки выявлены отдельные недостатки, связанные с порядками предоставления субсидий на поддержку отрасли. Так, порядки предоставления субсидий на содействие развитию льняного комплекса были приняты после осуществления хозяйствами агротехнологических работ, в связи с чем меры господдержки не носили стимулирующего воздействия. В прошлом году по отношению к 2016 году сокращены площади посева льна на 35 процентов, снижены объемы производства льноволокна на 19,8 процента, уменьшилось количество льносеющих хозяйств. Также по причине позднего принятия порядка на возмещение части затрат, связанных с увеличением посевных площадей, в 2017 году бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на эти цели использованы Министерством только на 21 процент.

2018-10-23 1Контрольно-счетная палата рекомендовала Министерству обеспечить надлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств, разработку и принятие порядков предоставления средств господдержки сельхозтоваропроизводителям по новым направлениям в первом квартале года, в котором планируется предоставление субсидий. В целях стимулирования производителей к расширению видов деятельности предложено обеспечить предоставление определенного вида поддержки не менее трёх лет подряд. Эти и другие рекомендации указаны в представлении КСП, внесенном в адрес Министерства по итогам проверки.

По результатам рассмотрения представления Министерство разработало план мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и причин, им способствующих, со сроками исполнения во втором полугодии 2018 года. К настоящему времени внесен ряд изменений в Порядок оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в приказ Министерства о взаимодействии с подведомственным учреждением, разработан план-график проведения проверок сельхозтоваропроизводителей Тверской области. Дальнейшая реализация представления находится на контроле КСП.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Тверской области, в Законодательное Собрание и региональную прокуратуру.

Комитет по аграрной политике и природопользованию решил принять к сведению отчет Контрольно-счетной палаты и адресовал ряд рекомендаций Правительству и Министерству сельского хозяйства области. В рекомендациях обращено внимание на необходимость внесения изменений в порядки предоставления субсидий, на соблюдение сроков принятия решений о предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям и своевременное направление заявок на финансирование в Минсельхоз России при предоставлении региону субсидий из федерального бюджета. Наряду с этим областному Министерству сельского хозяйства предложено принять меры по координации взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и льноперерабатывающих предприятий с целью обеспечения реализации продукции льноводства.