КСП: нормативное регулирование реализации региональной программы «Доступная среда» требует совершенствования

2018-03-29 1В Законодательном Собрании Тверской области на заседании постоянного комитета по социальной политике заслушан и принят к сведению отчет Контрольно-счетной палаты о результатах проверки использования бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий региональной программы «Доступная среда» на 2016–2018 годы.

Объектами контроля были областное Министерство социальной защиты населения, назначенное ответственным исполнителем программы, соисполнители — Министерства образования и здравоохранения Тверской области, три государственных бюджетных учреждения: «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Бежецкого района, «Клиническая детская больница №2», «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина», а также два государственных казенных учреждения: «Вышневолоцкая школа-интернат №1» и «Тверская школа-интернат №1». Проверкой был охвачен период 2016 года и первого полугодия 2017 года.

На реализацию программы в областном бюджете в 2016 году было предусмотрено 52 млн руб. (из них 34,6 млн руб. поступили из федерального бюджета), на 2017 год — 63 млн руб. (33,8 млн руб. — средства федерального бюджета). В 2016 году исполнение расходов по программе составило 99,5%, в первом полугодии 2017 года — 6,8% годового объема. Низкий уровень исполнения в первом полугодии прошлого года обусловлен планированием закупок на третий – четвертый кварталы, а также поздним утверждением распределения средств между подведомственными учреждениями и муниципальными образованиями.

Основной целью программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями в Тверской области. Перечень приоритетных объектов, на которых в первоочередном порядке формируются условия доступности, установлен программой и включает 193 объекта в таких отраслях, как социальная защита населения, здравоохранение, занятость населения, образование, культура, физическая культура и спорт.

2018-03-21 2«Проверка показала, что нормативная правовая база, необходимая для реализации программы, в целом сформирована. В то же время требует конкретизации перечень базовых мероприятий по адаптации и повышению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В частности, не ясно, чем различаются работы по адаптации и по приспособлению, обустройству и оборудованию, могут ли в рамках программы осуществляться мероприятия по замене коммуникаций при установке сантехники, по проведению штукатурно-малярных или иных работ. Размытость отдельных формулировок перечня базовых мероприятий и отсутствие конкретики осложняют его правоприменение и затрудняют контроль за целевым использованием средств», — сообщила председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова.

В качестве примера были приведены расходы Дома культуры Торопецкого района, где 71% цены контракта на устройство пандуса и обустройство входной группы пришелся на покрытие плиткой площадок, крыльца и стен, проведение штукатурно-малярных работ, демонтажа деревянных и установки остекленных витражей ПВХ в тамбуре здания.

«Счетная палата Российской Федерации при проведении в 2017 году проверки использования средств федерального бюджета на реализацию госпрограммы «Доступная среда» обратила внимание на отсутствие на федеральном уровне нормативного правового акта, содержащего перечень направлений использования средств в рамках госпрограммы, что создавало риски финансирования мероприятий, не связанных с повышением доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных граждан, — напомнила Татьяна Ипатова. — Счетной палатой указывалось также на отсутствие в этой части каких-либо разъяснений федеральных органов исполнительной власти в проверяемый период. Мы полагаем, что эти вопросы могут быть урегулированы на региональном уровне».

По итогам анализа, проведенного КСП, сделан вывод о необходимости дальнейшего регулирования механизмов реализации ряда программных мероприятий. Например, по мероприятиям, направленным на организацию отдыха инвалидов-колясочников I группы, не установлен норматив расходов на отдых одного человека (стоимость путевки), не определен порядок ведения учета и обеспечения путевками очередников. В отношении ряда обучающих мероприятий для специалистов, задействованных в формировании доступной среды, а также массовых мероприятий с участием общественных организаций инвалидов не установлены требования по формированию полного пакета документов по мероприятию, на основании которого можно было бы оценить его содержание и другие параметры, характеризующие целевое использование средств на проведение таких мероприятий.

Проверкой также были выявлены нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий в рамках реализации программы, нарушения Федерального закона № 44-ФЗ в части сроков заключения государственных контрактов, размещения информации об исполнении контрактов. Установлен факт оплаты непоставленной продукции в Торжокском педагогическом колледже им. Ф.В. Бадюлина, данное нарушение на сумму 125,9 тыс. руб. было устранено в ходе проверки. Кроме того, выявлено использование бюджетных средств без достижения требуемого результата или без соблюдения принципа экономности на общую сумму 122,4 тыс. рублей. Так, Министерством социальной защиты населения оборудование (6 МФУ) на общую сумму 57,3 тыс. руб., приобретенное в декабре 2016, не было передано диспетчерским центрам связи для глухих и на момент проверки хранилось в коробках в Министерстве. В числе нарушений также — несоответствия пандусов в зданиях ряда муниципальных учреждений установленным требованиям по углу наклона и длине пандуса.

Материалы проверок на объектах были направлены в областную прокуратуру. По результатам их рассмотрения и проведенных прокурорских проверок региональной прокуратурой внесены представления в адрес министра здравоохранения и министра социальной защиты населения Тверской области. Ответственное должностное лицо Министерства социальной защиты населения было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Работа органов прокуратуры по материалам проверки продолжается.

По итогам контрольного мероприятия КСП направила представления в адрес регионального Министерства социальной защиты населения и Министерства образования с рекомендациями о принятии мер по устранению недостатков программы, отраженных в отчете, и нарушений при использовании бюджетных средств.

В целях реализации представлений приказом Министерства социальной защиты населения утвержден комплекс мероприятий по реализации представления со сроками исполнения в первом – втором кварталах этого года, в котором учтены все рекомендации КСП, в том числе по устранению недостатков нормативного правового регулирования. Приказом областного Министерства образования также утвержден перечень мероприятий со сроками реализации в марте – мае 2018 года. Выполнение запланированных мероприятий остается на контроле КСП.