Заключение об исполнении областного бюджета за 9 месяцев направлено в Законодательное Собрание

2017-11-30 1Документ подготовлен Контрольно-счетной палатой Тверской области на основе отчетности об исполнении областного бюджета по состоянию на 1 октября 2017 года, представленной региональным Правительством в КСП.

Говоря языком цифр, исполнение регионального бюджета выглядит следующим образом. Доходы за 9 месяцев этого года поступили в объеме 38,5 млрд руб., что составляет 72,8% к утвержденным годовым бюджетным назначениям. Расходы исполнены на 59,5% к годовому плану, в сумме 34,5 млрд рублей. Таким образом, по итогам трех кварталов в бюджете сложился профицит 4 млрд рублей.

 

О доходах

Рост доходов на 1,9 млрд руб. (5,2%) по сравнению с первыми девятью месяцами 2016 года произошел преимущественно за счет увеличения безвозмездных поступлений. Их удельный вес в доходной части бюджета составил 23,2%, что на 2 процентных пункта больше, чем в том же периоде прошлого года.

Налоговые и неналоговые доходы в январе – сентябре выросли на 734,3 млн руб. (2,5%) к показателю, достигнутому к октябрю 2016 года. Львиная доля поступлений в налоговых и неналоговых доходах приходится на НДФЛ (28,8%), налог на прибыль организаций (25,4%), налог на имущество организаций (18,6%) и акцизы (15,3%). При этом доля налога на прибыль организаций увеличилась на 0,5%, налога на имущество организаций — на 1,5%, при уменьшении доли акцизов на 2,5% и НДФЛ на 0,4 процентных пункта. Наименьшее исполнение по налоговым доходам зафиксировано по транспортному налогу – 33,6%, причем по налогу с физических лиц – 24,2% (срок уплаты – до 1 декабря).

За 9 месяцев 2017 года исполнение свыше 75% годовых назначений отмечается по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (80,8%), по госпошлине (79,9%). Высокое исполнение по госпошлине, в частности, сложилось в основном за счет государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ (в 2,2 раза больше годовых прогнозных назначений), за выдачу и обмен паспорта гражданина РФ (в 2,6 раза больше), за выдачу документа и за действия органов исполнительной власти, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений (в 1,9 раза больше). Явное перевыполнение прогнозных назначений по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо и на автомобильный бензин, а также по доходам по некоторым видам госпошлины свидетельствует о недостаточном качестве прогнозирования доходов бюджета по отдельным доходным источникам.

О расходах

По итогам девяти месяцев выше среднего уровня исполнены расходы, предусмотренные на социальную политику, образование, физкультуру и спорт, национальную оборону и правоохранительную деятельность, а также на поддержку средств массовой информации. По тратам на общегосударственные вопросы, национальную экономику, ЖКХ, культуру и здравоохранение, напротив, наблюдается отставание.

По главным распорядителям бюджетных средств наиболее низкий уровень исполнения отмечен по Министерству туризма — 22,5%, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства — 31,1%, Министерству промышленности и информационных технологий — 32,5%, Министерству по делам территориальных образований — 32,7%, Министерству транспорта — 33,4% и Представительству Правительства Тверской области в городе Москве — 38,1%.

Расходы регионального бюджета на реализацию 25 госпрограмм Тверской области по состоянию на 1 октября 2017 года исполнены в сумме 34,2 млрд руб., или на 59,5% к ассигнованиям сводной бюджетной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 года — на 65%). Наименьший уровень исполнения (менее 40%) сложился по пяти государственным программам: «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» — 28,8%, «Обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области» — 32,7%, «Развитие промышленного производства и информационных технологий Тверской области» — 32,8%, «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» — 33,8%, «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» — 39,9%. Среди основных причин низкого процента исполнения указывается позднее принятие порядков распределения средств по ряду направлений, планирование расходов и оплаты по государственным контрактам на четвертый квартал этого года по факту выполнения работ, оказания услуг.

Региональная адресная инвестиционная программа (АИП) по итогам 9 месяцев исполнена в объеме 338,3 млн рублей, или на 12,1% от утвержденных годовых бюджетных ассигнований (в аналогичном периоде 2016 года — 25,2%). За счет средств федерального бюджета исполнение АИП составило в сумме 197,5 млн руб. (14,9%), за счет средств областного бюджета – 140,8 млн руб. (9,6%). Объем фактически выполненных работ на областных объектах адресной инвестиционной программы за 9 месяцев этого года составил 336,9 млн руб., или 20,2% от утвержденного годового лимита капитальных вложений. В выводах КСП по итогам анализа исполнения АИП также обращено внимание, что в нарушение требований закона «О межбюджетных отношениях в Тверской области» региональным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 октября 2017 года не были распределены субсидии на инвестиционные программы между муниципальными образованиями Тверской области в объеме 42,8 млн руб. (3,8% от годовых назначений) по отраслям культуры и ЖКХ.

О реализации приоритетных проектов

Контрольно-счетной палатой в ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен мониторинг реализации приоритетных проектов на территории Тверской области по направлениям, одобренным Советом при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. По его итогам отмечается, в частности, что за 9 месяцев региональным Министерством промышленности и информационных технологий не осуществлялись расходы по приоритетному проекту «Комплексное развитие моногородов». Что касается мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», они должны быть завершены до конца года, вместе с тем по состоянию на начало октября работы выполнены только на 44% от годового плана: это благоустройство 64 дворовых территорий, шести общественных пространств и одного парка.

Исполнение расходов по приоритетному проекту «Современная образовательная среда» на мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях за 9 месяцев составило 85,2 млн руб., или 15,5% от средств, предусмотренных по данному направлению в сумме 551 млн руб. в соответствии с Соглашением с Минобрнауки РФ. Объем выполненных работ на объектах капитального строительства — школе в микрорайоне «Юность» города Твери и школе в д. Степурино Старицкого р-на — в отчетном периоде составил 95,5 млн руб. (17,3% от общей суммы выделенных субсидий на реализацию инвестиционных проектов муниципальных образований). При этом ввод объектов в эксплуатацию запланирован на 2017 год. Учитывая сезонность выполнения предусмотренных работ, низкий процент исполнения создает риски срыва запланированных сроков ввода объектов в эксплуатацию.

В соответствии с требованиями законодательства и на основании принятого Коллегией КСП решения заключение об исполнении областного бюджета за 9 месяцев направлено в Законодательное Собрание и Губернатору Тверской области.