Контрольно-счётная палата предложила меры по повышению эффективности господдержки молодых специалистов на селе

19 сентября на заседании постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и собственности Законодательного Собрания выступила председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова.

Она представила результаты проверки по вопросу использования средств областного бюджета на денежные выплаты молодым специалистам, принятым на работу в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. Данные выплаты производятся специалистам за счет средств областного бюджета в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора с сельскохозяйственной организацией, крестьянским (фермерским) хозяйством после  окончания учебного заведения в рамках реализации закона № 03-ЗО «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области».

Речь идёт о дополнительных ежемесячных денежных выплатах в размере 10 тысяч рублей специалисту с высшим образованием, 8 тысяч специалисту со средним профессиональным и 3 тысяч – с начальным профессиональным образованием. Также оказывается единовременная материальная помощь (подъемные): при поступлении на работу – 20 тысяч рублей, по окончании второго года работы – 10 тысяч рублей, после третьего года работы – 5 тысяч рублей.

За проверенный период – с 2009 по 2012 год – в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства Тверской области трудоустроился 461 молодой специалист, из них почти половина с высшим образованием. За четыре года на их поддержку из областного бюджета в общей сложности было выделено 95,5 миллионов рублей.

Целью реализации регионального закона о кадровом потенциале является укрепление и развитие кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области, что подразумевает не только привлечение молодых специалистов, но и их закрепление в вышеперечисленных организациях и хозяйствах.

– Если говорить о результатах проверки, то мы видим, что реализуемый комплекс мер господдержки мог бы быть более эффективным, – отметила председатель Контрольно-счётной палаты Тверской области Татьяна Ипатова. – Из общего числа принятых на работу в 2009-2012 годах молодых специалистов, не отработав трех лет, уволилось больше трети – 174 человека. При этом 117 уволившихся молодых специалистов отработали один год и менее.

Мониторинг последующей трудовой деятельности молодых кадров, принятых на работу в сельскохозяйственные организации и получавших в течение трёх лет в соответствии с законом денежные выплаты из областного бюджета, уполномоченным органом – Министерством сельского хозяйства Тверской области – не осуществлялся, что не позволило в полной мере оценить эффективность реализации мер господдержки кадрового потенциала.

По оценке аудиторов, действующий порядок денежных выплат молодым специалистам на селе необходимо дополнить. В частности, не предусмотрено заключение соглашений с молодыми специалистами, регулирующих обязательства сторон в рамках реализации закона о кадровом потенциале. Для сельскохозяйственных организаций не определён перечень профессий в целях приёма на работу молодых кадров и назначения им денежных выплат за счёт средств областного бюджета, не установлены критерии в зависимости от основных производственных показателей деятельности.

В целях решения выявленных проблем правового регулирования по итогам проведённой проверки Контрольно-счётная палата выработала предложения по совершенствованию закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области». Так, наряду с устранением  вышеперечисленных пробелов, КСП рекомендует рассмотреть возможность разработки более действенных механизмов по привлечению и закреплению молодёжи в сельскохозяйственных организациях. Одним из таких механизмов может стать переход от дополнительных ежемесячных денежных выплат молодым специалистам к единовременным выплатам при поступлении на работу и по итогам работы специалиста за каждый отработанный год, дифференцированным в сторону увеличения в зависимости от количества отработанного времени в организации.

По результатам проведённого контрольного мероприятия отчёт был направлен в Законодательное Собрание и Правительство Тверской области. В областное Министерство сельского хозяйства было направлено представление, по которому проведена соответствующая работа. Реализация представления в части совершенствования законодательства остаётся на контроле КСП.

Парламентарии приняли к сведению представленный отчёт Контрольно-счётной палаты и направили Правительству Тверской области и областному Министерству сельского хозяйства свои рекомендации по повышению эффективности использования средств областного бюджета на господдержку кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий региона.