Тезисы выступления председателя КСП Тверской области Т.В. Ипатовой на 38-м заседании Законодательного Собрания Тверской области по вопросу об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2018 году, 28.03.2019

Уважаемые депутаты!

Уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетная палата в соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Тверской области» представляет отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тверской области в 2018 году.

В прошлом году Контрольно-счетная палата проводила контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, финансово-экономическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов Тверской области в соответствии с полномочиями, возложенными на нее действующим законодательством.

По результатам финансово-экономической экспертизы законопроектов и государственных программ Тверской области в 2018 году подготовлено 63 заключения, в которых содержалось 301 предложение. Более 80% данных предложений (247) принято и учтено в решениях постоянных комитетов Законодательного Собрания.

По результатам экспертизы проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда, включая внесение изменений в них и на соответствие их редакции принятым поправкам, подготовлено 13 заключений. В рамках предварительного контроля по итогам проведенной экспертизы в заключении на проект областного бюджета была дана оценка формированию бюджета по доходам, расходам, дефициту (профициту), а также состояния государственного долга Тверской области.

В 2018 году проведено 66 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе: 48 контрольных мероприятий, из них 35 – внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств; 18 экспертно-аналитических мероприятий. В рамках этих мероприятий проверено 226 объектов.

В соответствии с действующим законодательством отчеты и заключения по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Законодательное Собрание и Губернатору Тверской области. Отчеты по итогам контрольных мероприятий, как правило, рассматриваются на заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания.

Контрольными мероприятиями охвачено использование средств в сфере здравоохранения, образования, культуры, в области сельского хозяйства и поддержки предпринимательства. Проверено соблюдение законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевое использование отдельных межбюджетных трансфертов в городе Твери. Кроме того, проведены проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 30 муниципальных образований. В целях мобилизации доходной части областного бюджета Тверской области проведена проверка формирования доходов от поступления транспортного налога. В рамках 11 контрольных мероприятий проводился аудит в сфере закупок.

В отчетном году также были проведены совместные и параллельные мероприятия с органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Два экспертно-аналитических мероприятия проведены совместно со Счетной палатой Российской Федерации: анализ и оценка расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей; анализ использования субвенций, выделенных в 2016–2017 годах на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Кроме того, с контрольно-счетными органами шести муниципальных образований Тверской области проведены два контрольных мероприятия: по вопросу обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных организаций Тверской области бесплатными учебниками и учебными пособиями; по вопросу формирования и управления муниципальным долгом (совместно с Контрольно-счетной палатой города Твери).

Финансовая оценка установленных нарушений составила 69,9 млрд рублей. Оценка установленных нарушений осуществлялась на основании Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Основная сумма нарушений – 67,7 млрд руб. (96,9%) – связана с недостатками ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности главными администраторами бюджетных средств, выразившимися в искажении показателей бюджетной отчетности. Следует отметить, что эти нарушения были устранены еще в период проверок: главными администраторами бюджетных средств была представлена уточненная отчетность. Министерство финансов Тверской области сделало выводы о недостаточной квалификации и необходимости дополнительного обучения бухгалтеров, и по итогам рассмотрения наших предложений Министерством финансов было организовано обучение главных бухгалтеров работе с бюджетной отчетностью.

С учетом полномочий по составлению должностными лицами Контрольно-счетной палаты Тверской области протоколов об административных правонарушениях в 2018 году составлено 63 протокола об административных правонарушениях. По 51 протоколу судебными органами вынесены решения о привлечении виновных к административной ответственности: 16 решений о наложении административных штрафов, 35 – о применении санкции в виде предупреждения. По 11-ти производство прекращено: 8 – в связи с малозначительностью, объявлено устное замечание; 2 – в связи с истечением срока давности рассмотрения; еще один протокол на момент подготовки отчета находился на рассмотрении, на сегодняшний день по нему принято решение о наложении административного штрафа. Общая сумма назначенных административных штрафов по составленным в 2018 году протоколам на момент подготовки отчета составляла 104,1 тыс. руб., на сегодня с учетом рассмотрения всех протоколов сумма составляет уже 124,1 тыс. рублей.

Следует отметить, что 60% протоколов составлено по фактам невыполнения госзаданий и нарушений порядка их формирования. К административной ответственности привлечены одно юридическое лицо, 43 должностных лица, из них: 4 должностных лица органов государственной власти Тверской области, одно должностное лицо ТФОМС, одно должностное лицо администрации муниципального образования, 37 должностных лиц государственных учреждений Тверской области, причем некоторые из них привлечены дважды.

В 2018 году по итогам проведенных контрольных мероприятий было направлено 18 представлений для принятия мер по устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков, с предложениями по внесению изменений в нормативные правовые акты, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Информация о принятых по результатам рассмотрения представлений решениях и мерах в течение года рассматривалась на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты. На сегодня снято с контроля 11 представлений, в рамках которых было выполнено 77 предложений. 7 представлений оставлены на контроле: по трём из них не наступил срок исполнения, по четырём мы полагаем, что принятых мер недостаточно.

К дисциплинарной ответственности по результатам проведенных проверок привлечено 12 должностных лиц. По предложениям Контрольно-счетной палаты внесены изменения в 30 нормативных и ведомственных правовых документов. В отчетном периоде по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий возвращены в бюджет средства в сумме 3856,2 тыс. рублей.

Материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись Контрольно-счетной палатой для рассмотрения в пределах установленной компетенции в адрес прокуратуры Тверской области, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области, Управления МВД Российской Федерации по Тверской области, Управления Федерального казначейства, регионального Управления Федеральной налоговой службы. По итогам их рассмотрения внесено 8 прокурорских представлений о недопущении нарушений федерального законодательства, составлено 10 протоколов об административных правонарушениях. Получено сведений о взыскании штрафных санкций на сумму 95 тыс. рублей. Материалы КСП также использованы в рамках уголовного производства, по нескольким материалам проводятся процессуальные проверки.

Контрольно-счетной палатой продолжена методологическая работа. В КСП создан Методический совет, который разрабатывает стандарты организации деятельности и внешнего государственного финансового контроля. В 2018 году утверждены новые стандарты и актуализированы те стандарты, которые ранее уже применялись в деятельности Контрольно-счетной палаты.

Что касается обеспечения публичности представления информации о работе Контрольно-счетной палаты, мы продолжаем выпускать Информационный бюллетень, который нами подготавливается и размещается в электронном виде на сайте КСП. Наряду с этим с 2018 года информация о результатах контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты представлена также на федеральном информационном ресурсе – ГИС ЕСГФК (официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений).

План деятельности Контрольно-счетной палаты Тверской области на 2018 год выполнен в полном объеме. Сформирован план деятельности Контрольно-счетной палаты на 2019 год, в котором выстроены приоритеты, в том числе с учетом предложений депутатов Законодательного Собрания. Сейчас поступают дополнительные предложения, которые будут учтены при подготовке плана работы на следующий год.

Спасибо за внимание.