Выступление председателя КСП Тверской области Т.В. Ипатовой на пленарном заседании Законодательного Собрания Тверской области по вопросу «Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Тверской области в 2013 году», г. Тверь, 19.03.2014

Уважаемый Андрей Николаевич!

Уважаемые депутаты, уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетная палата в соответствии с законодательством Тверской области и Российской Федерации представляет отчет о работе КСП в 2013 году. Сейчас Законодательное Собрание Тверской области готовится к своему 20-летию, а 2013 год был юбилейным для Контрольно-счетной палаты Тверской области – пятнадцатым со дня её образования Законодательным Собранием. Изменения законодательства по преобразованию КСП Законодательного Собрания Тверской области в КСП Тверской области, которые вносили депутаты пятого созыва, позволили сохранить правопреемство. Поэтому мы говорим о том, что в прошлом году Контрольно-счетной палате исполнилось 15 лет.

Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2013 году осуществлялась в строгом соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Тверской области» и годовым планом работы, утвержденным Коллегией КСП. Сегодня по итогам мы можем сказать, что все запланированные мероприятия Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде реализованы.

В числе основных направлений можно выделить экспертно-аналитическую и контрольную деятельность. Экспертно-аналитическая работа осуществляется в виде проведения экспертиз и подготовки заключений на проекты законов Тверской области, нормативно-правовых актов, которые принимаются Законодательным Собранием и органами исполнительной власти Тверской области, а также заключений на ежеквартальные отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области. Всего по результатам экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетная палата подготовила и направила в Законодательное Собрание 116 заключений. По итогам экспертизы Контрольно-счетной палатой было дано 448 предложений. Мы благодарим областных парламентариев за поддержку, поскольку 256 предложений КСП приняты и еще 96 предложений учтены в решениях постоянных комитетов. Таким образом, по результатам экспертно-аналитической деятельности доля учтенных предложений Палаты составила 77,4 процента, что несколько выше по сравнению с предыдущим годом.

Что касается экспертизы нормативных правовых актов Правительства Тверской области, которая также осуществляется Контрольно-счетной палатой, она идет несколько в другом ключе. КСП проводит предварительную экспертизу указанных НПА перед заседанием Правительства и, если есть замечания, мы доводим их до разработчиков документов. В перспективе стоит задача проведения экспертизы государственных программ Тверской области и изменений в них; они, напомню, утверждаются Правительством. Это подразумевает огромный пласт работы. Экспертно-аналитическая работа сама по себе является очень трудоёмкой. Сотрудники Контрольно-счетной палаты участвуют в заседаниях Законодательного Собрания, в работе постоянных комитетов, в рабочих группах. Так, за 2013 год представители КСП приняли участие во всех заседаниях Законодательного Собрания, в 12 рабочих группах, 53 заседаниях постоянных комитетов. Надеюсь, что эта работа помогает Законодательному Собранию принимать взвешенные, продуманные, обоснованные законы.

Контрольная деятельность осуществляется по двум направлениям – это внешние проверки отчетности об исполнении областного бюджета за минувший год и тематические проверки в рамках реализации плана мероприятий Контрольно-счетной палаты.

Всего в 2013 году проведено 54 контрольных мероприятия, из них 36 в рамках внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, 1 проверка в отношении бюджета ТФОМС, 2 проверки в отношении бюджетов муниципальных образований. По результатам тематических контрольных мероприятий направлено 15 отчетов в Законодательное Собрание и Губернатору Тверской области. По состоянию на сегодняшний день восемь из них рассмотрены профильными комитетами Законодательного Собрания. По результатам контрольных мероприятий 2013 года направлены 24 представления в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, в проверенные организации и учреждения. В этих представлениях содержалось 118 предложений к устранению нарушений. Из них выполнено 103 предложения, 87,3% от их общего количества. Таким образом, стоит отметить высокий процент устранения высказанных замечаний Контрольно-счетной палаты. Почему это стало возможным? Наверное, потому, что мы пытаемся выстраивать конструктивные отношения с органами исполнительной власти и видим заинтересованность Губернатора в результатах нашей работы, а также заинтересованность – не могу сказать, что всех – но основной массы министерств. Это взаимодействие позволяет достигнуть результата, помогает повысить эффективность работы самих органов исполнительной власти.

Кроме того, Контрольно-счетная палата не делает акцент только на выявление нарушений и наказание виновных, хотя это, конечно, тоже имеет место и отражено в отчете Контрольно-счетной палаты. При проведении проверок сотрудники КСП тщательно анализируют нормативно-правовую базу, которая регулирует проверяемое направление, и по итогам мероприятий мы даем конкретные рекомендации по устранению нарушений и совершенствованию нормативных правовых актов.

Приведу несколько таких примеров. Внесены изменения и пересмотрен механизм денежных выплат молодым специалистам в рамках государственной поддержки кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области. Внесены необходимые изменения в Закон об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры Тверской области, в части утверждения границ зон охраны выявленных объектов. Внесены изменения в Закон о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Напомню, этому предшествовала большая проверка, в ходе которой были выявлены недостатки правового регулирования.

Также большое количество предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Правительства Тверской области, органов исполнительной власти было направлено органам исполнительной власти, по итогам рассмотрения которых многие необходимые изменения внесены в соответствующие НПА. Одним из знаковых я бы назвала изменение механизма реализации программы ипотечного жилищного кредитования в Тверской области. Эта проверка была рассмотрена профильным комитетом Законодательного Собрания. На сегодня механизм реализации мероприятий в рамках программы ипотечного жилищного кредитования усовершенствован.

В течение всего года Контрольно-счетная палата продолжала работу над развитием системы внешнего финансового контроля с точки зрения формирования необходимой методической базы. За год было проведено 5 заседаний Методического Совета КСП, по результатам которых разработаны четыре стандарта внешнего государственного финансового контроля.

Что касается дальнейших мероприятий. Если помните, в прошлом году, когда я выступала с годовым отчетом, просила депутатов оказать содействие по формированию контрольно-счетных органов муниципальных образований. Сегодня могу вам доложить, что контрольно-счетные орган созданы и действуют почти во всех муниципальных районах и городских округах. Работает Ассоциация органов внешнего финансового контроля Тверской области. Контрольно-счетная палата области, со своей стороны, ведет работу с муниципальными контрольно-счетными органами, оказывает им методическую, информационную поддержку. Они приезжают к нам на консультации, мы со специалистами также выезжаем на места, у нас есть опыт проведения совместных контрольных мероприятий. Все это стало возможным в том числе и благодаря поддержке депутатов Законодательного Собрания. Но у меня есть еще просьба помочь сохранить эти органы. На них сегодня в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» налагаются дополнительные полномочия с точки зрения аудита в сфере закупок. Это большой объем работы, помимо того, который они уже выполняют. Понятно, что их численность недостаточная, и те нормативы финансирования, которые доведены до муниципальных образований, не позволяют создать полноценно работающие органы. Но тем не менее, большая просьба к депутатам помочь сохранить ту систему муниципального финансового контроля, которая есть на сегодня.

В заключение хочу сказать, что те позиции, на которых будут сосредоточены усилия Палаты в дальнейшем, у нас в отчете также отражены.

Спасибо за внимание.